Главная Мой профиль Регистрация Выход Вход
Приветствую Вас Пробегающий панк | RSS
Воскресенье
28.04.2024
02:22
Сайт Протеста
Мини-чат
200
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Время жизни сайта
Главная » Статьи » Интервью » Яна Гецеу: "Панк не умер. Он проапгрейдился..."

Яна Гецеу: "Панк не умер. Он проапгрейдился..."
- Яна, с чего началось ваше творчество?

- Сколько себя помню, я всегда писала. В школе я очень любила литературу, и была бы рада в свое время, если бы там изучали только её. Осознанное творчество мое началось в 15 лет, когда я написала свою первую вещь. Но первым произведением, которое я вынесла на читательский, суд был рассказ «Анна и Шут». Он понравился мне самой и моим первым читателям настолько, я даже отправила его на всероссийский литературный конкурс «Дебют». И не смотря на то, что до адресата письмо не дошло (оно вернулось ко мне из-за каких-то проблем с почтой), рассказ поднял меня на следующую ступень в моем литературном творчестве. В плане самооценки, и некоего мало-мальского понимания "что я здесь делаю и зачем".

- Как вы попали на свой первый литкон?

- На старейший литературный конкурс «Аэлита» в Екатерининбурге меня отправил мой первый издатель Расуль Ягудин. Просто порекомендовал меня им, и мне их. Этот человек в то время собирал неформатных писателей Башкирии и печатал их. В его издательстве «Литературный Башкортостан» вышли мои «Анна и Шут» и «Теория неожиданности, или Loveц ощущений». Кстати, после «Теории…» меня странным образом начали узнавать на улице. Еще он же издал в сборнике "золотых" литербашевцев "Панк-рок для мертвых", обозвав его по неведомым причинам "Мёртвым блюзом". Я тогда не знала еще, как бы назвать эту вещь – и назвала "Панк-роком для мертвых", оттолкнувшись от блюза… посудите сами, разве это блюз?
Так вот, на этом литконе я познакомилась со многими литературными мэтрами среди которых были Мария Семенова и королева киберпанка Пэт Кедиган – кстати, прекрасная тетка, очень живая и общительная, ничуть не звездная. А позже, на подмосковном фестивале «Роскон» я встретила Святослава Логинова. Святослав Владимирович – мое литературное божество, настоящая звезда современной литературы, если можно так сказать. Знакомство это оказалось знаковым. Он пригласил нас с подругой (на «Росконе» я была не одна) на следующий конкурс – «Интерпресскон» под Питером. Здесь мы вновь встретились, но уже на его мастер-классе.
Логинов узнал меня, но ни слова не сказал о моем творчестве. Не ругал и не хвалил, не делал никаких замечаний, но в самом конце ошарашил меня заявлением, что я единственный из всех присутствующих человек, к которому он не может придраться. И я единственный готовый писатель в этой комнате, автор, которого ни чему не нужно учить. Я была конечно польщена, но важнее был то, что именно это утвердило меня как писателя. Теперь я знала, что права в том, что делаю. Таким образом, я победила на этом конкурсе, и издалась в сборнике лучших молодых авторов, в каком-то Питерском издательстве – я вообще очень разгильдяйно отношусь к таким вещам, не слежу где что и когда вышло, не собираю…
После мастер-класса Святослав Владимирович водил меня за руку и знакомил с известными критиками и писателями. Борис Натанович Стругацкий был готов даже напечатать мою "Теорию…". Но… ему требовалась новая, нигде ещё не опубликованная работа. А уже успела напечататься у Ягудина. Ну чтож… не суть важно, главное – это стало еще одним плюсом в мою копилку.


- Но почему сейчас, когда вы написали два романа и столько рассказов, повестей, вы больше не участвуете в литконах?

- Я не люблю конкурсы. Этих трех фестивалей мне хватило, чтобы понять принцип их работы.
Даже мастера ругали меня за это. Они говорили, что мне вполне хватит внешности, чтобы пробиться куда-то. Только ходить на все встречи, появляться в литературной тусовке, писать время от времени… и улыбаться.
Но конкурсы и прочая окололитературная жизнь отнимает много времени и сил, мне же гораздо интереснее писать.
По началу, конечно, я пыталась что-то сделать. Набрала адресов и телефонов разных критиков-издателей. Но единственный человек, который решился издать меня – Илья Кормильцев, глава и основатель "УльраКультуры" не успел сделать это. Свобода слова умерла вместе с ним. И таких издательств, как его, больше нет… Горько сожалею до сих пор… и опять же, не о своей неизданной книге, а о самом Илье Валерьевиче, и всем чем он был для всего андеграунда.
А дальше - обычный ответ, который я получала от издателей: «Талантливо, умно, хорошо, – причем это не обычная их отписка, они отвечают так не всем, да и мне не всегда так, кстати) – но(!) - мы не знаем, куда вас втиснуть».
Должна быть какая-то серия, в которую нужно вписываться. Но других писателей, пишущих что бы-то ни было похожее, в России нет. А я не серийный писатель. Чтобы быть серийным писателем, нужно быть «серийным маньяком» как Дарья Донцова, к примеру. Печатать меня одну – страшно. Вдруг они напечатают что-либо, а я больше ничего не напишу. Неформатное трудно поставить на колеса. Издатели советовали мне писать то же, но быть проще, обтекаемее что ли. Но я не хочу этого.
Раньше я огорчалась, что меня не печатают. Это огорчение подстегивали слова одного ныне – увы! - покойного уфимского писателя, утверждавшего, что пока твоя книга не стоит на полке, писателем ты называться не можешь. Он долго ходил перед нами и задирал нос, и я ему поверила, пока не узнала, что он издал всего одну книгу, написанную в соавторстве, после которой ничего не издал больше...
Теперь я совершенно успокоилась, мне даже в некоторой степени льстит, что меня не печатают – сейчас скажу несколько затертую вещь, - потому что я пишу неформатные вещи. Значит, я создаю нечто оригинальное, а это что-то да и значит.
Я стала сетевым писателем. Благо есть такое определение… У меня сложился свой круг читателей, которые готовы ждать по нескольку лет новый роман – что меня саму удивляет, я и сама-то с трудом доживаю до выхода новой своей вещи. Мало того, прибавляются все новые и новые почитатели… Сеть большая и возможно когда-нибудь мой издатель меня найдет. Я больше не буду его искать, я буду писать, для тех, кто подолгу ждет мою следующую вещь. Я им за это очень благодарна… когда на тебя смотрят чьи-то глаза, то твой гипотетический неведомый читатель обретает собственное лицо…

- Но почему вы выбрали именно эту тематику, а не какую-либо иную?

- Панк для меня – если не все, то очень многое. И я сейчас говорю не о музыке – я давно слушаю совсем другое, но я неплохо разбираюсь в нем. Я за него радею. Не тот наивный детский панк, такой знаете ли… а мистический, изначальный, древний, природный даже… шаманский даже. Мой панк – очень сильно отличается от того, который все привыкли видеть. Чтобы понять, какой он – нужно читать меня, и лучше между строк. Вот то, что там сквозит скрытым текстом – это и есть тот панк, о котором я говорю. Раньше он, конечно, был не только в душе, но и во внешности и поведении. Святослав Логинов, прочтя мою «Теорию неожиданности», сказал, что так и видит автора в фенечках, рваных джинсах, утыканного булавками. Но все взрослеют. Теперь – для меня это называется инсоленс. Определение инсоленс придумала Сабрина АМО, лидер команды «Аборт Мозга». Сейчас я ее и процитирую, пожалуй: - инсоленс – это высокомерное, вызывающее позерство. Если у тебя есть деньги, ты можешь издеваться над окружающими, плевать им в лицо. Но если у тебя нет денег, то ты не имеешь на это права. Если ты это все же делаешь, без всяких на то оснований – ты инсоленс. В этом есть что-то от средневековых хилиастов, этих злых арлекинов, скоморохов не смеха ради, а ради самого высокомерия и презрения к толпе.

(Между прочим, инсоленс, как таковой, появился в романе Яны ещё до её знакомства с Сабриной Амо. Природа персонажа двух её романов, Ветра – это природа инсоленс. А его она задумала очень давно, – Р. Г.)

Я очень рада, что дожила до времени перерождения панка…

- Постойте, но ведь говорят, что панк мертв!

- Ну, если так рассуждать, он был мертв всегда. И, появившись, уже был мертв. Если говорить о среднестатистическом понимании панка. Дело даже не в этом. Сейчас панк видоизменяется и приобретает новые высокотехнологичные формы. И если бы киберпанк назывался, исходя из двух отдельных понятий «кибер» и «панк» в первоначальном их значении, он бы стал названием нового направления в музыкальной культуре, определением того, чем теперь стал панк обычный. Да, киберпанк – понятие литературное, а не музыкальное, но я ощущаю, что все идет к тому, что это определение переходит и в музыку. Это как если бы живое и наивное мясо панк-рока проапгрейдили титановыми деталями, и через микрочипы подключили к мировой паутине. Оставив неугомонное панковское сердце. Довольно подростково звучит, но чтобы творить что-то настоящее, необходимо сознательно оставаться полуребенком - злым, наивным и болезненным и восторженным. Добавив к этому опыт прожитых лет, получается настоящее, большое творчество.

- Почему не смотря на некоторую мрачность, вы всегда оставляете своим персонажам надежду на свет. Что-то хорошее. И однозначно плохого конца в ваших книгах не бывает.

- В современной литературе я заметила тенденцию омрачать действительность. Показывать мир хуже, чем он есть на самом деле. Но каким бы пессимистичным не был бы настрой человека, как бы плохо не складывались обстоятельства, и как бы он сам не старался себе все испортить и утонуть в дурном, жизнь обычно выруливает все в положительную сторону. Жизнь направляет тебя к свету, даже если ты сам старательно движешься к тьме. Это мои личные наблюдения, а моя позиция такова – говорить как есть. Оттого мои герои так грубы и временами глуповаты. Все как в жизни…если бы все было по-другому в самой жизни – все было бы по-другому и на моих страницах.
В свете я вижу больше реализма, чем во мраке. Да и жаль мне моих героев. Все они еще очень молоды. Мне бы не хотелось, чтобы с ними произошло что-то слишком страшное. А, может быть, я сохраняю им жизнь для того, чтобы они жили и мучались. Ведь смотрите сами - все у них не так уж и хорошо.

- У вас просто замечательно выходят фантастические произведения. Почему фантастического в последнее время в ваших книгах мало.

- Мне часто задают это вопрос. Я знаю, что у меня получается мистика. Но… пока не хочу. Сейчас меня "прет" писать про людей… остросоциально.

- Вам замечательно удается малая проза. Планируете ли вы написание рассказов?

- Я сочиняю рассказы практически постоянно. В таком количестве, что жуть просто. С другой стороны, придумав какого-то героя, не хочется с ним так просто расставаться. От этого появляются рассказы с одними и теми же героями, которые перерастают в крупную прозу. Я так и намерена ходить по кругу. Тем более это очень интересно писать об одном герое и переходить на все его окружение. Одну историю сплетать с другими. Одну жизнь сплетать с другой. Получается Бальзаковская Человеческая комедия. Когда я придумала это, я была ещё слишком маленькой, чтобы знать о Бальзаке. И узнав, что это не моя придумка, не разочаровалась, а даже обрадовалась, словно получила одобрение классика. Это такая огромная игра, гиперксроссворд – разгадывать его можно всю жизнь. К примеру, вот инсоленс-мальчик Гавриил. Сначала он занимается садо-мазохизмом с девочкой Дикой в романе "Я, Дикая Дика". Затем следует полноценный роман уже именно о нем и его глухой шизопараноидальной юности – "Курс практической психопатии". В этих двух романах можно кое-что новенькое узнать и о Русом из "Теории неожиданности…" И так далее, и тому подобное… я – паук в литературе, где каждая ниточка паутины – жизнь героя, и все они сплетаются, сплетаются… а что в центре? В центре – я. Из своего нутра я разматываю паутину, и плету, плету…

- Когда выйдет ваш следующий роман.

- Я не буду назначать определенные сроки, потому что не укладываюсь в них. Прошлый роман я "просрочила" своим поклонникам почти на полгода. Единственное, что я могу сделать для своих читателей это выкладывать кусочки романа. Но незначительные, не раскрывающий каких-либо сюжетных перипетий. Я не хочу публиковать что-то важное не потому, что скрываю что-то. Нет. Просто в процессе написания романа многое меняется, и то, что ты планировал написать вначале, иногда становится невозможным, просто по законам жизни…

- Я знаю у вас много увлечений, не касающихся литературы. Расскажите о них.

- Я без ума от процесса фотосъемки. Делаю собственные постановочные, тематические фотосеты. Но я не фотограф, ни в коей мере, потому что не гонюсь за качеством. При всем желании, качества не получится – ибо я дилетант) Я воплощаю свои идеи. На моей странице в контакте около 90 альбомов с моими "дурными фотографическими непотребствами" – выражение я с удовольствием "прикарманила" у моего мужа… это жажда художника-дилетанта, неуемная арлекинская потребность играть на публику… И ещё я менеджер команды "Чумная звезда", играющей бдсм-техно… Это очень грубо сказано, еще ведь можно определить как кибер-фолк, или даже кибер-инсоленс (если опять же вернуться к черному арлекинству хилиастов). Ведь "ЧЗ" – это больше чем музыка. Это маленький безумный театр, арлекински-скомороший, кибер-скомороший, если хотите… Здесь я и админ, и арт-директор и реквизитер и завхоз и мать, а для фолк-солистки – Виолетты еще и отец… Это отдельная огромная составляющая моей жизни. Я дансер – сопровождаю своими перформансами выступления команды, я имиджмейкер, я советник… и даже не знаю, кто для кого больше значит – я для команды, или команда для меня. Да, изначально "Чумная звезда" – это дело гениальности моего мужа Чумки, но когда я влилась в группу, мы практически делим ее почти во всем. Хм… что ещё… в дальнейшем я планирую реализовать более качественную постановку шоу. Сейчас наши руки связаны из-за того, что часто нам приходится выступать на небольших площадках, где трудно развернуться, но чаще всего – тем, что Чумка сам следит за звуком на концертах, и не может полноценно участвовать в танцевальном, зрительном действе. Вообще, сейчас я всерьез озадачилась переходом на более высокий, уровень всего того, что я делаю. По всем направлениям – более весомые тексты (в конце-концов девочка большая уже)), и фото в том качестве, которого они достойны. Чумные перформансы тоже непременно должны стать злее, тяжелее, и зрелищней. Даже сайт мой, самодельный и полудетски-диайвайный подвергнется жесткой обработке. Обложки книг получат оформление, соразмерное их наполнению. Восторг и запал первых лет самозабвенного творчества прошел, настало время серьезных действий.

Вот в целом – что такое Яна "Ястребина" Гецеу: сетевой андеграунд-писатель, подпольная фрик-фетиш модель, чумная звезда. Лучше всего сказал мой муж Чумка: "Фетишно-извращенский Том Сойер в юбке", и… что еще?.. судите сами:
http://www.janetales.narod.ru, http://vkontakte.ru/id7140945 http://vkontakte.ru/club11458514

Категория: Яна Гецеу: "Панк не умер. Он проапгрейдился..." | Добавил: protestzine (29.01.2010)
Просмотров: 2100 | Теги: Яна Гецеу: Панк не умер. Он проапгр | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Облако тегов
Партнерка
Форма входа
Поиск
Наш опрос
КАКОЙ ИЗ НОМЕРОВ "ПРОТЕСТА" ПОНРАВИЛСЯ? (Можно указать несколько)
Всего ответов: 268
Учет с 3 мая 2010г
счетчик посещений
Время Протеста

 Copyright MyCorp © 2024